Северо-восточные
башкиры во все периоды истории считали себя неразрывной частью
башкирского народа. Они одними из первых подверглись жесточайшей
колонизации края — насильственному изъятию вотчинных земель и
строительству на них многочисленных заводов, заселению пришлого
населения. На протяжении двух веков — XVII—XVIII — северо-восточные
башкиры отчаянно сопротивлялись имперской политике, с оружием в руках
отстаивая свои неотъемлемые права, в первую очередь на свою территорию,
на право оставаться самим собой. В историю их борьба вошла под названием
«феномен башкирских восстаний». Едва ли можно еще найти подобные
примеры отчаянного, кровопролитного и столь долгого сопротивления
колонизации, причем противостояние самой мощной на тот период армии мира
оказывал народ, не имевший своей государственности, по сути,
разрозненные рода, без помощи извне, с простейшим оружием. Благодаря
своему мужеству башкиры стали одним из немногих народов Российской
империи, не испытавших крепостного права и иных форм рабства. Важно
отметить и то, что имперское правительство очень быстро отказалось от
попыток христианизировать башкир; они остались верны религии строгого
единобожия — исламу. Дорогой ценой досталось все это народу: жестокое
подавление башкирских восстаний привело к невосполнимым демографическим
потерям, башкиры утратили половину своих земель.
До XVII
столетия единственным населением Исторического Башкортостана,
раскинувшегося от рек Тулва и Сылва — на севере, до рек Илек и Яик — на
юге, от Среднего Поволжья — на западе и до сибирской реки Тобол — на
востоке, были башкиры, первые упоминания о которых встречаются в
сочинениях «отца истории» Геродота (V в. до н.э.), западноевропейских и
восточных путешественников.
Башкиры ныне проживают островками,
чересполосно с другими народами. Башкиры Челябинской, Оренбургской
областей, а также части Курганской, Самарской, Саратовской, Свердловской
областей, Пермского края, Республики Татарстан — коренные жители этих
регионов и неотъемлемая часть башкирского народа, хотя и оторванные
административно от основной территории проживания народа.
Башкиры — коренное население юга Свердловской области
В прошлом юго-западная и южная часть Свердловской области была частью
территории расселения башкирского народа. Географическое положение и
климат Южного Урала, а также особенности общественных отношений
способствовали развитию общинного коллективизма, взаимопомощи, и делали
невозможным развитие индивидуализма и, в его производной, — института
частной собственности на природные объекты — леса, воду и землю.
Внутриродовая трудовая социализация предусматривала скот в общих
табунах, совместную обработку земли.
Вся жизнь башкира
проходила на глазах родовой общины, от рождения до похорон. В этой связи
уместно рассмотреть понятие «вотчинник». Вотчинниками называют
обладателей вотчинного права на землю. Этим правом обладали башкиры,
принадлежавшие к данному роду, испокон веков жившие на определенной
территории, «по факту владения». Башкиры, писал известный исследователь
края академик П.С.Паллас, «разделяют сами себя на некоторые поколения,
имеющие по горам и речкам свои пределы, им в точности известные»1 . В
случае, если в силу тех или иных причин человек или семья оказывались
лишенными вотчинного права на землю, то они становились припущенниками
на землях других башкирских родов (тептярами). Территории родов, а позже
и волостей обозначались тамгами. Вотчинное право башкир действовало не
только на бумаге, их права были подтверждены ярлыками золотоордынских
ханов, а впоследствии и «жалованными грамотами» московских правителей,
как преемников орды. Не случайно русским историком П.И.Рычковым было
подмечено, что еще в середине XVIII в. жалованные грамоты, имевшиеся у
башкир, обладали юридической силой.
Исследуемый нами регион
современной Свердловской области был вотчиной родовых объединений
башкир: упей — села Шакур, Акбаш (Нижнесергинский район) и Арслан (ныне
Нязепетровский район Челябинской области), сызги — села Сызги, Озерки,
Юва, Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и Средний Бугалыш
(Красноуфимский район), кошсы — Арти-Шигири, Азигул, Битки (Артинский
р-н), Уфа-Шигири, Урмикей (Нижнесергинский район), Усть-Баяк, Бишково,
Рахмангул, Верх-Баяк (Красноуфим¬ский район) и терсяк — село Аракай
(Нижнесергинский ра¬йон). С начала XVII в. эти земли стали интенсивно
заселяться башкирами-гайнинцами, не только переселившимися сюда в
большом количестве, но и привнесшими в этот регион множество своих
названий (например, река Бардым, Бар дымский хребет, а также названия
населенных пунктов). Появление гайнинцев в этом регионе было вызвано
колонизацией русскими Башкирского Прикамья и потерей ими значительной
части своих вотчинных земель между Камой и Сылвой. Особенно много
гайнинцев переселилось в долину Уфы и Бисерти после подавления
Крестьянской войны 1773—1775 годов. Потомки гайнинцев
(бисерть-гайнинцев) проживают в селе Гайны Ачитского района, а также
составляют значительную часть жителей сел Уфа-Шигири, Усть-Баяк и
других. Как и большинство башкирских сел других регионов Башкортостана,
перечисленные села Свердловской области расположены в долинах водоемов.
Примечательно, что в списке (реестре) волостей, составленном около 1730
года в Уфимской провинциальной канцелярии, башкирские волости всех
четырех дорог указаны (сориентированы) по рекам, а волости Сибирской
дороги еще и по озерам, например «Сызгинская — за Уралом, по Миясю и по
озерам; между колков больше степи...». Это одна из особенностей
расселения башкир, как вотчинников, селившихся на наиболее удобных
местах для жительства и хозяйственной деятельности. Долина реки Уфа (или
Упей), в окаймлении Бардымского и Сабарского хребтов, является, без
преувеличения, наиболее живописной и благоприятной для проживания. В
этом регионе расположена так называемая Красноуфимская лесостепь —
уникальное явление в условиях окружавших эту зону хвойных лесов.
Башкиры края являются автохтонными представителями уральской расы с
примесью европеоидных антропологических типов, что свидетельствует о
сложной генетической истории их формирования, тесной этнической
взаимосвязи (ассимиляции) с финскими (на западе) и угорскими (на
востоке) племенами. Не случайно лингвисты наиболее явственные следы
лексического влияния финно-угорских языков на башкирский обнаруживают
прежде всего среди северных башкир2 .
Башкиры-упейцы, по мнению
Р.Г.Кузеева, имеют прямую этническую связь с местным древним
финно-угорским этническим компонентом. В дальнейшей своей этнической
истории упейцы были тюркизированы в древнебашкирской среде3 . В XVII —
начале XVIII вв. кочевья упейцев и их соседей сызгинцев достигали
Кунгура. Впоследствии они утратили компакт¬ность своего расселения.
Башкиры-кущинцы имеют древнетюркские корни4 . Из средневековых
источников известно, что башкиры рода кошсы участвовали в тюрк¬ских
военных походах на запад, составляли крупное подразделение войск хана
Батыя. В XIII—XVI вв. многочисленные некогда кущинцы были рассеяны по
различным местностям Евразии и оказались в составе многих тюркских
народов. Еще до расселения на Южном Урале кущинцы были тесно связаны с
дуванцами, история их расселения по территории Башкирии также
развивалась параллельно с дуванскими передвижениями: по рекам Самара и
Мелекес, далее по устью р. Ик, а оттуда по левобережью Камы они перешли в
северную Башкирию и продвигались далее на восток, в Айскую долину.
Особый
интерес для этнографов представляет история башкир-сызгинцев. Род сызги
относится к древнесамодийскому этническому пласту, тюркизированному в
древнебашкирской среде. В прошлом вотчинными землями сызгинцев являлись
территории не только нынешнего Красноуфимского района (где ныне
находятся села, основанные сызгинцами), но и в верховьях реки Уфы5 , на
которую у них имелись Сберегательные грамоты от царя Петра Алексеевича
от 1697 г. Исторические сказания сызгинцев содержат неоднократные
сведения о миграции их предков на нынешние земли из Бугульминской
возвышенности, и об их родстве с гайнинцами и другими западными
башкирскими родами.
По происхождению род терсяк, как и их
соседи сынгрян и бикатин — потомки тюркизированных еще в Западной Сибири
угров, а на территории северной Башкирии они расселились в XIV—XVII
вв., где произошло дальнейшее смешение и ассимиляция ими местных
угорских племен6 . Этому не противоречат и предания самих
башкир-терсяков. В XVI — начале XVII вв. терсяки жили в верховьях реки
Чусовой до реки Уфы, где была Терсяцкая волость. В 1630 г. появилась
также Терсяцкая волость на реке Исеть у впадения в нее речки Терсюк в
Тюменском уезде (губернии).
Все указанные рода были вовлечены в
процесс формирования древнебашкирского этноса в конце I тыс. н.э. в
юго-западном Приуралье. На современную же территорию, в северо-восточную
Башкирию, они переселились в первых веках II тыс. н.э., где произошло
этническое взаимодействие и смешение с местным населением.
Целенаправленная политика колонизации Среднего Урала, жестокое
подавление башкирских восстаний, в которых принимали активнейшее участие
кущинцы, сызгинцы, упейцы, терсякцы и другие северо-восточные
башкирские рода, сделали их меньшинством на своей вотчинной земле.
Вотчинные земли башкир этого региона постепенно сокращаются. Где
насильно, а где обманным путем у башкир расхищаются земли под
строительство заводов, крепостей и поселений для пришлого населения. На
земле сызгинцев основан крупный ныне город этого края — г.Красноуфимск.
Такие современные города и поселки, как Бисерть, Нижние Серги и Верхние
Серги, Атиг, Ачит, Арти, Михайловск основаны на землях родов терсяк и
упей. «Сергинские заводы... построены в 1740 г. Иваном Демидовым на
р.Серга, впадающей в р.Уфу, на земле, купленной у башкир Терсяцкой и
Упейской волостей»7 .
Башкирия долгое время после присоединения
башкирских родов к России в административном отношении разделялась на
четыре дороги: Ногайскую, Осинскую, Казанскую и Сибирскую. Частью
последней и являлся рассматриваемый нами регион. В дальнейшем башкиры
этого региона, как и бардымские (гайнинские) башкиры, относились к
различным уездам Пермской губернии (наместничества). Основной
административно-территориальной единицей была волость, в основе которой
лежал этнический принцип. В регионе существовали следующие волости:
Упейская, Сызгинская, Большая Кущинская и Малая Кущинская, Терсятская.
Несколько особняком стоит существовавшая некоторое время Шигиринская
волость, история ее возникновения и существования требует дальнейшего
исследования и дополнительных сведений.
Как показала ревизия
1834 года, мусульмане этого региона имели мечети в следующих деревнях:
Шакурово, Уфа-Шигири, Арти-Шигири, Бит(ш)ково, Биткино, Рахмангулово,
Бахметево, Гайны, Азигулово, Яманелга, Озерки, Сызги.
В период
кантонного управления Башкирией северо-восточные башкиры относились ко
Второму кантону Войска Башкирского: в 5-ый войсковой юрт вошли села
упейцев — Шакур, Акбаш, Арслан и часть сел кущинцев — Арти-Шигири,
Уфа-Шигири, Урмикей; в 7-ой юрт вошли часть населенных пунктов кущинцев —
Азигул, Битки, Усть-Баяк, Бишково, Рахмангул, Верхний Баяк, а также
села сызгинцев — Сызги, Озерки. Деревня Гайны также была отнесена к 7-му
юрту. Село сызгинцев Усть-Бугалыш входила в 6-ой юрт.
Лишь
непродолжительный исторический период, в первые годы существования
автономного Башкортостана, башкиры нынешней Свердловской области
находились в составе единого с остальными башкирами административного
национально-территориального образования, когда была восстановлена
традиционная войсковая кантонная система самоуправления. По Соглашению
от 20 марта 1919 года между Центральной Советской властью и Башкирским
правительством была признана Автономная Башкирская Советская Республика,
в составе которой был образован и Дувано-Кущинский кантон, куда вошла
область проживания рассматриваемой группы башкир — Азигуловская,
Шакуровская и Ювинская волости. В 1923 г. границы кантона были изменены и
указанные северные волости отошли к Екатеринбургской губернии,
впоследствии присоединенной к Уральской области.
Идея строительства
своей национальной государственности с самых первых дней свержения
самодержавия вызвала у башкир искреннее воодушевление. Об этом
свидетельствуют и обращения, приходившие в адрес Башкирского
Центрального шуро в те годы со всех уголков Башкирии, в том числе от
башкир Шадринского и Екатеринбургского уездов Пермской губернии.
Проблема этнической идентификации башкир Свердловской области
на современном этапе
В Свердловской области, по данным переписи 1989 г., проживали 41 500
человек башкирской национальности. К 2002 г. число башкир в области
уменьшилось до 37 296 человек.
Анализ результатов переписей и
этнического состава населения районов и городов области позволяет
сделать вывод о том, что рост численности башкирского населения во
второй половине XX века происходил во многом благодаря механическому
движению — превышению въехавших в область в эти годы башкир по сравнению
с выехавшими. Активно развивавшиеся промышленные агломерации Среднего
Урала привлекали сюда трудоспособное население, особенно из ближайших
сельских районов северо-востока Башкирии: Дуванского, Белокатайского,
Мечетлинского и других.
Некоторое сокращение численности башкир
этого региона к моменту проведения Всероссийской переписи населения
2002 года в некоторой степени объясняется их оттоком в Республику
Башкортостан (реэмиграция), происходившим особенно сильно в первой
половине — середине 90-х гг. прошлого столетия. Для примера,
миграционный прирост населения Республики Башкортостан в одном только
1992 г. составил 30 917 человек (прибыло 129 537 человек, выбыло 98
620), в том числе по северо-восточному региону республики
(Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Салаватский, Мечетлинский ра¬йоны)
— 1 789 человек (прибыло 5544 человек, выбыло — 4 071)8 . Именно
механическое движение перекрывало естественную убыль населения
(соотношение рождаемости и смертности) северо-восточных районов
Башкирии: в 1994 году, например, естественная убыль населения этого
региона составила 1,5%9 .
Несколько особняком стоят проблемы,
связанные с башкирами — коренными жителями юго-западной части
Свердловской области, а именно потомками башкир родов сызги, кошсы,
упей, терсяк. Советские переписи и Всероссийская перепись 2002 г.
обнаруживают их немногочисленность. В 2002 г. в Нижнесергинском районе
Свердловской области было зафиксировано всего 554 башкира или 0,9% от
всего (60 512 человек) населения района, в Красно уфимском районе — 298
башкир, в Артинском районе — 136 башкир. Данные удручающие результаты
связаны с нарушениями при проведении указанной переписи в этих районах.
Однако, основная причина проблемы связана с деформацией этнического
самосознания башкир данного региона, во многом, как результат
оторванности от территории основной массы проживания башкирского народа,
а также целенаправленной, чрезвычайно активной и эффективной
культурно-просветительской деятельности Республики Татарстан в данном
регионе. Для примера, в одном только селе Шакур Нижнесергинского района
проживает более 1 500 человек, его жители на протяжении всей своей
истории, а это фиксировали многочисленные ревизские сказки и пере писи
XVII — начала XX вв., четко и однозначно идентифицировали себя как
башкиры, причем большая часть — как башкиры-вотчинники. Или другой
пример, село Сызги — коренное поселение башкир-сызгинцев. В 1834 г.
здесь насчитывалось 235, в 1859 г. — 410 башкир. Были здесь и тептяри из
татар, припущенные вотчинниками по записи от 7 сентября 1793 года. В
1834 году взято на учет 40 тептярей. По X ревизии 1859 г. их оказалось
46 человек10 . Результаты последних переписей по указанным и другим
селам региона входят в полнейший диссонанс с результатами предыдущих
учетов населения. Все исторические, архивные источники (в первую очередь
ревизские сказки) свидетельствуют о башкирском этническом происхождении
и самосознании жителей сел Уфа-Шигири, Урмикей, Арти-Шигири, Азигул,
Акбаш, Аракай, Шакур, Рахмангул, Бишково, Биткино, Гайны, Верхний Баяк и
Усть-Баяк, Сызги, Озерки (Табанлыкуль) и других сел юго-западного
региона Свердловской области.
Следует отметить, что при
проведении переписи 1926 г. жители деревень Сызги, Озерки, Азигул,
Арти-Шигири, Акбаш, Уфа-Шигири, Аракай, Перепряжка, Шакур считали себя
башкирами, а с конца 1950 годов уже татарами; процесс смены этнической
идентичности у жителей сел Гайна-Бисерть, Кургат, Урмикей, Бишково,
Куянково, Битки, Усть-Баяк, Усть-Бугалыш произошел чуть ранее, к
середине 1920 годов.
Учитывая этот аспект проблемы, а также
современную численность указанных сел, этнических башкир в
Нижнесергинском и Красноуфимском районах области не может быть меньше 5
000 человек в каждом, в Артинском районе башкир должно быть около 3 000
человек. Часто татары селились в башкирских селах, как правило,
отдельной улицей (татар осо). Особенно многочисленной татарская диаспора
оказалась в селах Усть-Бугалыш, Верхний Бугалыш, Новый Бугалыш и
Средний Бугалыш. Этнокультурная близость, схожесть языка, единая религия
способствовали бесконфликтному и гармоничному совместному проживанию
двух народов, что не могло не сблизить пришлое татарское население с
коренными жителями края — башкирами.
Таким образом,
оторванность данной местности от территории, где проживала основная
масса башкирского народа, многочисленность окружающего пришлого
населения, в первую очередь русского и татарского, а также активная
национальная политика Казани и пассивная позиция Уфы в этом вопросе в
советский период истории позволили размыть в самосознании башкир
представление о своей этнической идентичности. Не случайно, в регионе
наиболее активно, в качестве национального компонента, отдельным
предметом идет очень качественно поставленное изучение татарского языка.
В 2004—2005 учебном году в школах Ачитского, Артинского,
Красноуфимского и Нижнесергинского районов занятия по татарскому языку
посещали 1557 детей в 19 школах области, марийский язык изучали 546
школьников из 7 школ. Башкирский язык изучается лишь в селах Уфа-Шигири,
Шакур, Урмикей и в одной из школ города Верхняя Пышма (по переписи 2002
г. зафиксировано 1 682 башкира), причем качество обучения несравнимо
ниже, чем обучение татарскому языку в школах региона. Башкирский язык,
как правило, изучается лишь формально — в виде факультативов с
необязательным посещением.
Вопрос, связанный с образовательной
сферой, требует самого пристального и скорейшего внимания со стороны
соответствующих органов Республики Башкортостан, необходим комплекс
активных мер для введения изучения башкирского языка в других башкирских
селах области, а также городах, где имеется многочисленное башкирское
население (Екатеринбург, Первоуральск, Березовский, Каменск-Уральский и
другие). Необходимо существенно расширить имеющиеся в настоящее время
возможности (целевые места) для поступления в вузы Башкортостана
абитуриентов-башкир из Свердлов¬ской области. К сожалению, обделяют
своим вниманием этот регион театральные, эстрадные коллективы из
Башкортостана. Важное место в процессе этнической консолидации башкир
могло бы занять расширение географии вещания Башкирского спутникового
телевидения и на территорию южной части области, а так же обеспечение
приема передач из Уфы по сетям кабельного телевидения, аналогично тому,
как это дело четко поставлено у круглосуточного казанского канала ТНВ.
Все указанные меры особенно актуальны накануне очередной Всероссийской
переписи населения, которая состоится в 2010 году.
Примечания
1 Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1973. 4.1.
2
Ишбулатов Н.Х. Лексические связи башкирского языка и его диалектов с
финно-угорскими языками. «Вопросы финно-угорского языкознания». Вып. IV.
Ижевск.
3 Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. С. 218-219, 288.
4 Там же. С. 216-217, 351
5 В настоящее время это Незяпетровский район Челябинской области.
6 Кузеев Р.Г. Там же. С. 241-242.
7 Лепехин И.И. Записки путешествия (1768—1772 гг. «Полное собрание ученых путешествий по России»), Т.4. Ч.3. СПВ. 1822. С.219.
8
Социально-экономическое положение северо-восточного региона Республики
Башкортостан / Госкомитет РБ по статистике, АН РБ. Уфа. 1996. С. 17—15.
9 Там же. С. 12—13.
* В 1834г. жители названы вотчинниками. См. ЮАС. Вып. 2. Уфа, 1976. С. 205—206.
** В составе Уфимского уезда.
***
Башкиры этих деревень «живут на даче Артинского казенного завода на
проданной ими земле», а последней — «на даче Михайловского г.Зубина
завода». См. ЮАС. Вып. 2. С.205.
**** Определенную часть жителей составляли башкиры (см.: «Малоизученные источники по истории Башкирии». Уфа. 1986. С. 121).
*****
Жители д. Арсланово (раннее название — Кусюмово) были башкирами
Упейской волости, имели жалованную грамоту на свои вотчинные земли от
1695 г. По неизвестным нам причинам они были переведены в сословие
тептярей, затем были записаны татарами. Перечислю имена отдельных
жителей: Габбас Арсланов (1744—1824), Абуталиповы: 50-летний Зиганша
(его сыновья: Шарафутдин, Юмагул, Мухаметша), 49-летний Муратша,
24-летний Алхам, а также 45-летний Нигматулла и 63-летний Шариф Якуповы
(см. ЦГИА РБ. Ф. 138. On. 2. Д. 576 (1834 г.). См. также «Малоизученные
источники по истории Башкирии». С. 123.
10 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 124.