Категории раздела

Погода

Календарь

«  Февраль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Корзина

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 25



Четверг, 06.02.2025, 21:15
Приветствую Вас Гость
История малой родины
Главная | Мой профиль | Выход | Регистрация | Вход
"Новобашкиры"


Численность, расселение

       В последнее время в определенных кругах с целью оторвать западных башкир от основной массы башкирского населения разрабатывается концепция, согласно которой термин «башкир» имел якобы исключительно сословное значение. Они, по утверждению авторов этой гипотезы, известны под названием «новобашкиры», составляли большинство населения и являются татарами. Так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходим обстоятельный анализ сохранившихся источников.
      Политика царского правительства по отношению к нерусским народам, вошедшим в состав русского централизованного государства, определялась интересами господствующего класса и общими политическими целями, стоявшими перед государством. Осуществление этих интересов требовало, в частности в Башкортостане, создания прочного, стабильного положения. Исходя из необходимости укрепления позиций в Башкирском крае, русское правительство осуществляло осторожную и гибкую политику. Оно не разрушило существовавшие общественные отношения, а использовало их в своих целях. Признав за башкирами вотчинное право на их земли, правительство рассчитывало, прежде всего, на воинскую службу новых подданных и поступление податей с населения.
      С присоединением Башкортостана к Русскому государству начинается заселение края служилыми людьми, беглыми крестьянами и т.д. Поселяясь на различных договорных началах на башкирских землях, значительная часть пришлого населения вступала в разряд так называемых припущенников. Взаимоотношения между башкирами-вотчинниками и их припущенниками не всегда были мирными. Припущенники часто самовольно захватывали земельные угодья, отказывались платить оброк и т.д. Особенно обострились отношения между башкирами и мишарями после восстания 30-х годов XVIII века, когда последние выступили на стороне царского правительства и получили за это право безоброчно жить на башкирских землях. Часть этих мишарей, видимо, стала называть себя «башкирами».
      Таким образом, понятие «башкир» с известного времени стало употребляться не только в смысле этническом, но и административно-сословном. Генеральное межевание башкирских земель в 1798—1823 годах и последующие акции правительства официально узаконили существование так называемых «новобашкир». В ходе межевания земельные наделы некоторых припущенников были отмежеваны в особые округа, однако большинство припущеннических селений оставалось в общих с вотчинниками дачах, без указания количества угодий, что вызывало новые земельные споры. Согласно Указу от 10 апреля 1832 года башкиры-вотчинники должны были бесплатно уступить часть своих земель припущенникам, жившим на башкирских дачах без законных актов на занимаемые участки. Земельный надел был определен в 30 десятин для военных и 15 десятин — для гражданских. Припущеннические земли, которые еще при генеральном межевании были отделены от башкирских дач1, оставались «в неприкосновенном владении». Это вызвало появление в документах первой половины XIX века (при определении этнической принадлежности пришлого населения) сочетаний «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей» и т.д. Во второй половине XIX века появляется термин «новобашкиры», вытеснивший прежние. В состав «новобашкир» нередко вливались небольшие этнические группы киргизов, туркменов, ногайцев и другого, как правило, тюркоязычного населения. Близость языка, культуры, хозяйственных занятий, тесное сотрудничество в условиях совместного проживания ускоряли процесс перехода их в «новобашкиры».
      В 50-х годах XIX века русский ученый П.И.Кеппен писал, что «в общей массе Башкирского сословия находится много лиц и не башкирского происхождения, а совершенно других племен, которые с течением времени уже потеряли свою самобытность»2 . Среди них он называет выходцев из Туркестана, оренбургских татар-казаков, ногайских татар на реке Сакмаре, «киргизсцев Средней части Малой Орды», а также выходцев из Средней Азии — 106 персиян, 17 арабов, 4 армянина, 21 кара-калпак, 7 бухарцев, 4 хивинца, 4 кубанца, 5 узбеков, 1 бадакшанец, 4 талышца, 2 афганца, в разное время поселившихся на башкирских землях3.
      В начале XX века В.Э.Ден, ссылаясь на указ от 7 мая 1753 года, отмечал, что слово «башкиры» не всегда употреблялось в точном смысле: «в Башкирии де иноверцы как старых жительств, кои по названию Башкирии генерально именуются башкирцы, в числе коих находятся мещеряки, вотяки, мордва, черемиса и чуваша»4. В 1881 году в «Статистических очерках станов Уфимской губернии», составленном секретарем Уфимского статистического комитета Н.А.Гурвичем, при описании Бирского уезда говорится, башкирские припущенники, бывшие тептяри из черемис и вотяков, «ассимилируя башкир в экономическом отношении, сами между тем тяготеют и ассимилируют этнографическим культом башкир: та же одежда, та же почти пища, и редкий из черемис и вотяков может с трудом объясняться по-русски, несмотря на близкое с ними соседство, все же отлично говорят по-башкирски». Именуются они «по народному названию» новыми башкирами5.
Тенденция среди мишарей записываться башкирами фиксируется уже в материалах III ревизии (1762 г.), когда в Уфимской и Исетской провинциях «было башкир и под их именем состоящих ... мещеряков 2278 дворов»6. В материалах VI ревизии, сохранившихся частично, в первичных переписных листах населения Троицкого уезда Баратабынской волости значится "21 д.м.п. башкир из мещеряков»7. В 1834 году в Красноуфимском уезде Пермской губернии их было 1341 человек8. Заметно усилился процесс перехода мишарей в башкиры после 1855 года, когда был издан указ о переименовании Башкиро-мещерякского войска в Башкирское. С этого времени большинство статистических описаний включали все население «Войска Башкирского» в одну группу — башкиры. Объединение в одно войско родственных народов — башкир, мишарей и тептярей — с общим названием и специфические условия системы землевладения в Башкортостане сыграли существенную роль в смешении у части мишарско-тетпярского населения понятий об этнической принадлежности9 . Это отразилось на содержании первичных ревизских материалов — ревизских сказках, где в графе состава населенных пунктов появляются термины «башкиры из мещеряков», «башкиры из тептярей». Весьма показательным является количество таких деревень в середине XIX века и их географическое размещение. Деревень, в которых проживали «башкиры из мещеряков», было 52, располагались они в Челябинском уезде (3), Уфимском (3), Бирском (6), Белебеевском (18), Троицком (5), Екатеринбургском (1), Шадринском (13), Красноуфимском (3). В западной Башкирии было много деревень с «башкирами из мещеряков» в Бирском и Белебеевском уездах, в восточной — в Шадринском и Красноуфимском. В 12 деревнях из 52 «башкиры из мещеряков» проживали в одних и тех же деревнях с «башкирами из тептярей». Смешанные «мещерякско-тептярские» деревни (кроме деревни Б. Ока Красноуфимского уезда) располагались в западном Башкортостане, в Белебеевском и Бирском уездах. Деревень с «башкирами из тептярей» было 137, в том числе в Уфимском уезде (3), Мензелинском (11), Бирском (13), Белебеевском (19), Троицком (1), Красноуфимском (10), Елабужском уезде Вятской губернии (23), Бугульминском уезде Самарской губернии (37), Бугурусланском (6). Как видно, деревни с «башкирами из тептярей» концентрировались главным образом в западной Башкирии — от Елабужского уезда на севере и до Бугурусланского на юге. В восточном Башкортостане деревни с «башкирами из тептярей» группировались в основном в Красноуфимском уезде10.
      По данным Х ревизии, в деревнях Оренбургской губернии, в Троицком уезде было 3495 «башкир из мещеряков»11, в Уфимском — 249712, Челябинском — 148413, Бирском — 235114, Белебеевском — 1032715, всего 20154 человека. В Пермской губернии в Красноуфимском уезде было 1739 «башкир из мещеряков»16, Екатеринбургском — 18731 7, Шадринском — 108991 8, всего 14511 человек, в обеих губерниях — 34665 человек. В 1834 году в Красноуфимском уезде Пермской губернии «башкир из тептярей» было 2362 человека1 9, в 1859 году — 41772 0; в Оренбургской губернии в Троицком уезде в 1859 году — 10482 1, Уфимском — 23992 2, Бирском — 41772 3, Мензелинском — 27842 4, Белебеевском — 10900 человек2 5; в Самарской губернии в 1859 году в Бугульминском уезде было 14376 «башкир из тептярей»2 6, Бузулукском — 11422 7, Бугурусланском — 60082 8; в Вятской губернии, по данным ревизских сказок Х переписи, числилось 7654 «башкира из тептярей»2 9. Всего в трех губерниях в 1859 году было 54665 «башкир из тептярей» и 34665 «башкир из мещеряков» или (54665 + 34665) 89330 «новобашкир».
       В «Экономических примечаниях» к Генеральному межеванию башкирских земель в конце XVIII века по Челябинскому уезду в Сартской и Калмыцкой волостях числилось 811 д.м.п. и 765 д.ж.п., всего 1576 д.об.п. башкир «из сарт и аюкинских калмык»3 0. Несколько раньше, в 1780 году, их число составляло 1127 д.об.п.3 1 Как пишет В.Э. Ден, ссылаясь на И.Г. Георги, «поселились они в Сибири, более нежели за 50 лет тому назад. Башкирцы приняли их благосклонно, отвели им луга для паствы скота, выдали за них дочерей своих и прочее...»3 2. В официальных источниках «аюкинские калмыки» упоминаются с 1775 года, когда в Исетской провинции они жили в 32 дворах33.
В ходе межевания юрматынских земель в конце XVIII — начале XX веков часто возникали земельные споры с припущенниками. При этом припущенники «за давностью» договора о припуске называли себя при переписи башкирами. Башкиры деревни Кутлугузиной Юрматынской волости Уфимского уезда подали в 1801 г. в уездный суд жалобу, где утверждали, что истцы — башкиры деревни Макаровой — не башкиры, а «калмыцкой породы башкирцы», поселившиеся «из платежа оброка» на земле предков башкир-ответчиков3 4.

     
Собственно башкиры считали сартов и калмыков «теми же самыми башкирами» еще в 70-е годы XVIII века. В пункте 11 наказа старшины Мякотинской (Бекотинской) волости сибирской дороги Базаргула Юнаева, члена Уложенной комиссии 1767 года, отмечалось, что определенная часть башкир официально именуется сартами и калмыками, хотя они на самом деле те же самые башкиры, придерживаются одинаковых с ними обычаев и того же вероисповедания». «Сарты, — продолжает Юнаев, — ушли ... самопроизвольно от владений степных народов», а калмыки «так же в древние времена получены были нашими башкирами при войнах в малолетстве...». Старшина Юнаев просит впредь называть их башкирами, «а звание сарт и калмыков оставить»3 5. В 1834 году число сарт в деревнях Абдрашитовой, Мышыкаевой, Азналиной и Султановой Челябинского уезда составляло 1822 человека, аюкинских калмык — в деревнях Мурзабаевой, Аптыкаевой, Саитбаталовой, Араслановой, Шафиевой, Абылтаевой и Абдулменеевой того же уезда — 665 человек3 6.
        По материалам V ревизии (1795 г.), в Челябинском уезде в деревне Аптекеевой насчитывалось 46 башкир «из киргиз» (т.е. казахов)3 7, в 1811 году к ним добавилось еще 27 казахов, проживающих совместно с башкирами в деревнях Казаккуловой, Шарыповой, Убалиной, Ишбулатовой, Кушбаковой, Искандаровой3 8. В личном архиве М.К. Любавского сохранилось немало записей, свидетельствующих «о переходе киргизов (казахов) в башкиры»
.
Так, в 1807 году на имя Оренбургского военного губернатора Волконского было подано прошение казахов Кипчак-Танабугинского рода Средней «Киргиз-Кайсацкой Орды», записавшихся «в башкирское звание», о «ссуде им из казны 1000 рублей на первоначальное обзаведение»3 9.
По материалам VII ревизии (1816 г.), в Оренбургском уезде насчитывалось 326 д.об.п. башкир из «киргисцев», 145 д.об.п. башкир из «каракалпак»4 0. В 1834 году в пятой юрте Троицкого уезда было 4 башкира из «киргисцев»4 1. По VIII ревизии, в Оренбургском уезде насчитывалось 7283 человека «султановских ногайцев» казачьего иррегулярного войска, 1267 «казанских торговых татар», поступивших в башкиры42. Оренбургская казенная палата в 1815 году переписывалась с военным губернатором князем Волконским по вопросу о перечислении в башкирское звание некоторых каргалинских (Сеитовой слободы) купцов и мещан4 3. В начале XIX века (1805 г.) ясашные татары деревень Саитовой и Чирашлы Сарали-Минской волости просили министра юстиции князя Лопухина «о перечислении их в первобытное башкирское состояние»4 4.
В среднем в первой половине XIX века, по нашим подсчетам, было около 80 тысяч человек «новобашкир». Они были мишарями, тептярями, ногайцами и т.д. и составляли незначительную часть населения Башкортостана. Так что утверждение, что «новобашкиры» — это татары и они являются основным населением западного Башкортостана, не соответствует исторической действительности.

Copyright MyCorp © 2025